Главная » Статьи » Что Где Когда

Галковская Ирина Владимировна Псков
галковская ирина владимировна псков

ПРОГРАММА научно-практической конференции «Масленичные традиции в народной культуре»

(ул. Воеводы Шуйского, 2)

ПРОГРАММА

24 февраля

10.00, аудитория №113

1. Масленичные увеселения как явление смеховой культуры.

Московкина Алия Салеевна, г. Москва. АПРИКТ, профессор кафедры СКД, Заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук

2. Возрождение масленичных традиций как русского карнавала путем драматизации сценарного и постановочного процесса.

Кудрявцева Ольга Николаевна, преподаватель Новгородского областноого колледжа искусств им. С.В. Рахманинова», режиссер Театра праздничных традиций «Ладо», дипломант Международного фестиваля фольклора и ремесел «Садко», Всероссийского фестиваля «Традиции», «ХХI Ганзейских дней Нового времени», областного фестиваля карнавальных костюмов «Золотая пуговица».

3. Календарно-обрядовый фольклор в репертуаре детского коллектива.

Сорокин Петр Алексеевич, ВГТРК, художественный руководитель детского фольклорного ансамбля «Звонница», профессор кафедры русского народно-певческого искусства МКИГУ, заслуженный артист РФ, лауреат Премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества

4. Особенности включения детей в масленичную обрядность в локальных традициях Псковской области (по материалам экспедиций Санкт-Петербургской консерватории).

Редькова Евгения Сергеевна, Доцент кафедры этномузыкологии, заведующая кабинетом народного музыкального творчества Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения

5. Псковская Масленица в контексте ключевых понятий и образов.

Большакова Наталья Валентиновна, Псковский государственный университет, филологический факультет, заведующая проблемной научно-исследовательской лабораторией региональных филологических исследований, кандидат филологических наук, доцент.

6. Женский праздник в составе масленичной обрядности на территории Псковской области.

Площук Галина Ивановна, Псковский государственный университет, филологический факультет, научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории региональных филологических исследований, кандидат филологических наук, доцент.

7. Масленица на страницах «Псковских губернских ведомостей» (1838-1917 гг.)

Лищенко Надежда Фёдоровна, Псковский государственный университет, проблемная научно-исследовательская лаборатория региональных филологических исследований, младший научный сотрудник, аспирант Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук

8. «Масленица-блинница». Тема масленичных угощений в псковской народной речи.

Лукьянова Светлана Викторовна, Псковский государственный университет, кафедра русского языка, доцент, кандидат филологических наук

9. Музейные предметы - хранители масленичных традиций.

Алексеева Ольга Анатольевна, старший научный сотрудник, хранитель фонда керамики Псковского Государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

10. Масленичная традиция в культурно-образовательных программах Псковского музея-заповедника.

Колесникова Зинаида Лаврентьевна, заведующая отделом научно-просветительской работы Псковского Государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

11. Обрядово-масленичные действа в народной культуре Псковской области .

Кагазежева Вера Васильевна, преподаватель Псковского областного колледжа искусств имени Н.А.Римского-Корсакова

12. Ударные инструменты в русской народной традиции: история и современность.

Галковская Ирина Владимировна, преподаватель Псковского областного колледжа искусств имени Н.А.Римского-Корсакова, аспирант кафедры педагогики Псковского государственного университета

13. Семантика масленичного обряда в опере А.Н.Серова «Вражья сила».

Кашеварова Надежда Владимировна, студентка 3 курса специальности «Теория музыки» Псковского областного колледжа искусств имени Н.А.Римского-Корсакова, научный руководитель - Никитина Лариса Николаевна, преподаватель колледжа, член Союза композиторов России.

14. Персонификация масленицы в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Сидякова Ирина Федоровна, преподаватель Псковского областного колледжа искусств имени Н.А.Римского-Корсакова.

15. Ценности традиционной культуры в информационную эпоху.

Руднева Ольга Сергеевна, заведующая кафедрой художественного образования ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма», кандидат философских наук, доцент. (заочное участие).

16. Масленичные песни витебско-псковского пограничья.

Талай Галина Валентиновна, старший научный сотрудник сектора фольклора ГНИИ «Российский институт искусств», доцент Петрозаводской государственной консерватории, кандидат искусствоведения (заочное участие).

14.00, Концертный зал колледжа

17. Презентация фотовыставки

18. Календарно-обрядовый фольклор в репертуаре детского коллектива – практический показ.

Сорокин Петр Алексеевич, ВГТРК, художественный руководитель детского фольклорного ансамбля «Звонница», профессор кафедры русского народно-певческого искусства МКИГУ, заслуженный артист РФ, лауреат Премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества

19. Презентация мультимедиаиздания «Песни Псковской земли».

Березина Галина Олеговна, методист Областного центра народного творчества (г.Псков), руководитель фольклорного ансамбля «Уграда».

20. Презентация масленичных песен различных регионов России (по согласованию с гостевыми коллективами)

мюзикл Баллада о королевском бутерброде

Педагоги, подготовившие исполнителей мюзикла.

Голос коровы - Светлана КОПЫЛЁВА, Марина ВЕЗИРЯН

Татьяна Дмитриевна ПОТОРОЧИНА руководитель ансамбля домристов. преподаватель солистки Ольги Святогорской.

Дмитрий Алексеевич ЖДАНОВ - преподаватель солиста виолончелиста Игоря Жданова.

Партия фортепиано – Ольга Александровна ЧУПАХИНА.

Постановка голоса – Геннадий Григорьевич ПЕРЕСЕДОВ (ученица Катя ПАРТС - Молочница), Динара Равильевна ИБРАГИМОВА (Ученица – Анастасия ЧЕРНЯК - Королева).

Концертмейстеры – репетиторы – Нелли Романовнвна МИЛАНОВИЧ, Наталья Евгеньевна ОФИЦЕРОВА, Ирина Михайловна КАПЛИНА.

Репетиторы хоровых и сольных партий – Юлия Евгеньевна БАЛАНДИНА, Ирина Владимировна ГАЛКОВСКАЯ.

Хормейстер и дирижёр – Валерия Анатольевна ПИМЕНОВА.

Руководитель проекта – Лариса Николаевна НИКИТИНА.

НОВОСТИ

Ирина Галковская: в Псковской области формируется новая модель системы непрерывного музыкального образования

Ирина ГАЛКОВСКАЯ: Псковская областная музыкальная школа для одаренных детей Камертон является инновационной моделью в системе непрерывного образования и не имеет аналогов в других регионах России .

Теме Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия была посвящена международная научно-практическая конференция, проходившая на днях в Казани.

О своем участии в конференции, о том, насколько опыт Псковской области заинтересовал представителей международного музыкального сообщества, нам рассказала заместитель директора Псковского областного колледжа искусств им.Н.А.Римского-Корсакова Ирина Галковская.

- Ирина Владимировна, вы только что вернулись с научно-практической конференции, в которой приняли участие специал исты в области музыкального образования из России, США, Израиля, Голландии, Литвы.

Каково было основное тематическое направление конференции, и чем обусловлен интерес к проблеме совершенствования системы музыкального образования сегодня?

Конференция была призвана привлечь внимание к насущным проблемам современного музыкального образования в аспекте преемственности всех уровней - от начального к высшему.

Дело в том, что на протяжении последних лет в различных регионах страны активно ведется поиск новых моделей взаимодействия внутри этой триады Музыкальная школа - колледж - вуз , которые были бы направлены на сохранение лучших традиций по подготовке профессиональных кадров в сфере музыкального искусства и, вместе с тем, инновационны по форме.

В Псковской области сегодня также разрабатывается концептуально новая система непрерывного музыкального образования, в которой приоритетным направлением является профессиональная поддержка особо талантливых учащихся.

- Какой инновационный проект, уже апробированный в нашем регионе, вы представили на конференции?

Мы поделились опытом создания в Псковской области очно-заочной школы для музыкально одаренных детей Камертон , цель которой - выявление и поддержка наиболее способных детей из районных музыкальных школ и школ искусств.

Эта школа уже третий год успешно функционирует на базе музыкального отделения колледжа искусств. Обучение в ней ведется по образовательным программам повышенного уровня, что способствует раннему профессиональному самоопределению талантливых детей и приобретению ими в дальнейшем соответствующего образования.

В ходе обмена мнениями участники конференции, представители других регионов, отметили, что именно такую школу, входящую в структуру колледжа, можно рассматривать как школу нового типа. Заочная музыкальная школа, открытая в областном центре, в условиях наиболее благоприятных для развития особо талантливых молодых музыкантов, в дальнейшем может положительно повлиять на воспроизводство кадрового потенциала в учреждениях сферы культуры и искусства.

- Что представляет собой сегодняшняя школа Камертон , каков ее образовательный уровень?

На сегодняшний день в школе обучается 30 учащихся из 15 районов Псковской области. Они разделены на 5 учебных групп в зависимости от возраста и специализации. В структуре школы Камертон три отделения: Инструментальное исполнительство , Теория музыки , Хоровое дирижирование .

Высокий уровень успешности работы школы Камертон обеспечивается высококвалифицированными кадрами из состава педагогов колледжа. Из 24 преподавателей школы четверо имеют почетные звания и научную степень.

В школе принята очно-заочная форма обучения: учебные занятия проводятся в период школьных каникул тремя сессиями, по 5 учебных дней в каждой. В межсессионный период организуются консультации по индивидуальным графикам, в рамках которых возможны как приезд учащихся в колледж, так и выезд преподавателей в базовые школы.

На базе школы Камертон апробируются инновационные программы и методики. Так, в 2007-2008 учебном году школа начала работу по реализации инновационного проекта Музыкальная мастерская современной импровизации , в рамках которого в учебный план школы были включены предметы Синтезатор , Импровизация , Основы композиции .

- В чем преимущества этой школы по сравнению с другими учреждениями дополнительного образования детей и, вместе с тем, в чем ее уязвимость?

Взаимосвязь школы и колледжа создает большие преимущества для формирования профессионального музыканта. Для организации более эффективного учебно-воспитательного процесса необходимо тесное взаимодействие учащихся школы и студентов колледжа. Для этого в расписание школы включены совместные творческие акции: концерты Юные дарования Псковщины в рамках фестивалей Рождественские музыкальные вечера , фольклорные программы, Джазовые посиделки , и др.

Ученики школы, поступившие в колледж искусств (за два года существования Камертона их 8 человек), учатся у одного и того же педагога по специальности, теоретическим предметам. Такая система взаимодействия между учебными заведениями среднего специального и начального музыкального образования воплощает идею поступательного развития музыканта с раннего возраста, обеспечивает линию преемственности традиций.

Уязвимость же этой образовательной модели заключается в сложности сохранения постоянного контингента учащихся на протяжении 3-4 лет обучения. Администрация и педагоги колледжа лишь рекомендуют ребенку продолжить занятия в школе в следующем году, однако ежегодно происходит нежелательный отсев, связанный с повышенной сложностью программ, интенсивностью занятий, необходимостью выезжать на сессии в областной центр.

О том, что школа Камертон является успешным вариантом планомерной работы с одаренными детьми, свидетельствуют их достижения на областных, региональных и международных конкурсах. Учащиеся школы стали лауреатами VI Смоленского открытого конкурса М.И.Глинка и русская музыка (Смоленск, 2007), Международного фестиваля - конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.Свиридова (Санкт-Петербург, 2007), V Международного детского фестиваля фортепианной музыки композиторов Баренц-региона Северное сияние (Петрозаводск, 2007), VII Международного фестиваля фортепианных ансамблей Музыкальные мгновения (г.Утена, Литва, 2007), Регионального открытого конкурса Юный ансамблист (Гатчина, 2007), IV Псковского открытого конкурса юных исполнителей, посвященного М.П.Мусоргскому и Н.А.Римскому-Корсакову (Псков, 2008), Международного конкурса Северная лира в рамках фестиваля Юность планеты (Санкт-Петербург, 2008), а также обладателями специальных призов и грамот вышеперечисленных конкурсов, победителями областных олимпиад.

Являясь структурным подразделением колледжа искусств, школа в полной мере располагает всей его материально-технической базой, нормативными, финансовыми, информационно-методическими, кадровыми ресурсами. В распоряжении учащихся имеются учебные классы для индивидуальных и групповых занятий, оснащенные всем необходимым музыкальным инструментарием, мультимедийный кабинет, один из лучших в Пскове концертный зал, где проходят репетиции и академические концерты. Ребятам, приехавшим из небольших районных центров, доступны прекрасная фонотека, аппаратная и студия для самостоятельного слушания музыки, хороший библиотечный фонд, включающий редкие факсимильные издания.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что в Псковской области создана и успешно функционирует инновационная модель непрерывного музыкального образования школа - колледж , не имеющая аналогов как в Северо-Западном, так и в других регионах России.

Источники: http://culture.pskov.ru/ru/news/event/9146, http://dashpov.narod.ru/index/0-12, http://poki-rk.ru/news/18

Категория: Что Где Когда | Добавил: pskov-8112 (20.09.2015)
Просмотров: 665 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar