Главная » Статьи » Что Где Когда

Вход В Троицкий Собор Псков
вход в троицкий собор псков

Троицкий кафедральный собор

Троицкий кафедральный собор

Адрес: Псков г./Кремль ул

Типология: Памятники архитектуры

Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения

Современное использование: Действующий собор

Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Архитектурный стиль: Псковская архитектура

Историческая справка: Начало псковского кафедрального собора, согласно древней легенде, относится к X в. и связано с миенем княгини Ольги, которая, якобы, повелела на высоком мысу. омываемом водами двух рек ( Великой и Псковы) поставить храм Святой Троицы, где . и град велик зело и славен будет. Этот храм был деревянным. Издревле Троицкий собор в кремле был главною святыней не только города Пскова, но и всей Псковской земли. Все важнейшие общественые события происходили или в Троицком соборе или близ него. В соборе сажались на княжение псковские князья, возле него собиралось знаменитое вече, там же находился особый ларь для хранения государственных документов и многое другое. Собор этот был центром государственной жизни древнего Пскова. Когда же надо было возбудить мужество против врагов, то к народу обращались с призывом - постоять за святую троицу . За многовековую историю Пскова Троицкий храм претерпел много перемен. Ныне существующий собор четвертый по счету, поставленный на этом месте. Он был сооружен впервые каменным в XII в. В 1363г. обрушился верх собора и призванные псковичами изборяне разобрали его стены. Под 1365 г. в летописях сообщается о заложении на старом камне нового собора. Закончено было строительство в 1367 г. Новый каменный собор простоял более 300 лет. За это время он неоднократно ремонтировался. Летописи не раз сообщают, особенно в XVI в.и в первой половине XVIIв. о страшных пожарах в Пскове, не пощадивших и Троицкий собор. Ко второй половине XVIIв. собор сильно обветшал. В 1682 г. было начато строительство нового каменного собора из тесаной плиты митрополитом Иаркеллом, …по грамоте великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и великая княжна Софии Алексеевны присланной преосвященному Иаркеллу… Эта грамота могла быть прислана с 1682 по 1689г, когда София была правительницею моск. государства при малолетних царях (Иоанне и Петре ). Строился он 6 лет. Но не успели его окончить, как верхняя часть и своды собора обрушились. Поэтому, в 1691 г. Митрополит Илларион продолжил строительство собора. В 1699г. строительство собора было окончено при Митрополите Иосифе и он был освящен. Это и есть поныне существующий Троицкий собор. После Великой Октябрьской социалистической революции собор был закрыт и в нем был устроен музей атеизма. Во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками собор вновь стал действующим. Отступая, немцы заминировали собор. Мины-сюрпризы были установлены у царских врат, у боковых дверей иконостаса, на лестнице, ведущей на хоры и у других предметов внутреннего церковного убранства. При разминировании на минах, поставленных у царских врат, погибли трое советских военнослужащих. В 1770 г. при починке среднего купола ( купола были деревянными, обитыми жестью) возник пожар, из описания этого пожара мы узнаем о том, что от огня загорелись и другие купола, потом кровли на соборе, придельных церквях и гульбище. Огонь усилился от того, что крыша - хотя и была вся железная, но на стропилах деревянных и по деревянным досам, между которыми была проложена и береста, называемая скала. Но пострадала от этого пожара только церковная наружность . В этом же году, вследствие сказавшихся в некоторых местах трещин, к стенам собора были подведены контрофорсы, галереи нижнего этажа заложили сплошной каменной кладкой, а церковь святой Ольги, находившуюся в нижнем этаже собора, перенесли под зимний Благовещенский собор, находившийся рядом с Троицким собором. а нижний этаж собора обратили в усыпальницу. В 1788 г. -снова сгорел купол собора. В 1852 г. была вызолочена большая глава собора попечением псковского губернатора Черкасова А.Я. В XIX в. было переделано и удлинено крыльцо. В 1894-1896 гг. собор был оштукатурен снаружи цементным раствором, отделан отлитыми из цементного раствора лепными наличниками окон и орнаментами по рисункам архитектора Ф.М. Неструха. Когда собор не имел контрофорсов, то в верхний этаж вели две лестницы с северной и южной сторон из-под придельных церквей. В настоящее время они заложены.

Архитектурные особенности: Представляет собой симметричную 2-этажную композицию, состоящую из четверика, увенчанного традиционным пятиглавием и примыкающих к нему с севера и юга придельных церковок, переходящих в гульбище, опоясывающее храм с трех сторон. С запада рсположена пологая крытая лестница, ведущая на паперть второго этажа. Главный храм-четверик2-х этажной кубической формы. пятиглавый, трехапсидный, шестистолпный. Три световые барабана его расположены ближе к западной части храма. Перекрыт полуцилиндрическими и сомкнутыми сводами. Барабаны покоятся на подпружных арках: центральный-на пониженных и западные-на повышенных, два глухих (декоративных) восточных барабана покоятся на сводах перекрытия восточной части четверика. Столбы, на которые опираются арки и своды, имеют квадратную в плане форму. В юго-западном углу четверика в стене устроена каменная винтовая лестница, ведущая на хоры, вделанные в западную стену и чердак. Собор освещается большими окнами, расположенными в два яруса. У них арочные перемычки и ступенчатые подоконники. В западной стене, по сторонам от входа большие оконные проемы с глубокими подоконниками. Южная придельная церковка во имя святой Ольги Российской (первоначально во имя Всеволода Гавриила) четырехугольная в плане, одноапсидная, одноглавая с несветовым барабаном (это поздняя переделка), перекрыта коробовым сводом. Южная галерея перекрыта полуциркулярным сводом с распалубками над оконными проемами ( В настоящее время в ней устроен престол во имя Казанской Богоматери. Северная придельная церковка во имя Александра Невского, четырехугольная в плане, одноапсидная, одноглавая со световым барабаном. перекрытая сомкнутым сводом. Северная галерея перекрыта полуциркулярным сводом с распалубками над оконными и дверными проемами. В настоящее время здесь устроен престол во имя Александра Невского. Подклет Троицкого собора был, вероятно, трехнефным храмом. Боковые нефы, видимо, заложены, В северо-западном углу находится палатка с отдельным входом в северной стене. Центральный неф состоит из нескольких помещений, сообщающихся между собой и перекрытых сомкнутыми сводами или сводами с распалубками. До 1770г. в нижнем этаже находилась церковь во имя св. Ольги. В 1776 г. нижний этаж обращен в усыпальницу. в которой были захоронены Псковские митрополиты, архиепископы и другие почетные лица духовного сана. ( Например, митрополит Иларион, умерший в 1693 г. архиепископ Симон Тодорский, умерший в 1754г. епископ Гедеон Криновский, умер в 1763г. и др. ) Стены собора членятся лопатками. южная и северная на 4 части, а западная и восточная на 3 части. Каждое членение фасада завершается двухлопастными арками. Кровля четырехскатная. По горизонтали стен проходят две профилированнные узорчатые тяги. По верху гульбища проходит горизонтальная толстая косичка.Окна собора украшены наличниками двух видов. На южном и северном фасадах преобладают наличники. сделанные в конце XIX в. Они состоят из обрамляющих окно сухих плоских коленок, над которыми перекинута арочка с крестообразным узором. На апсидах и некоторых других окнах других частей собора наличники, одновременные собору, представляющие из себя сложную двухъярусную композицию фронтонообразной формы с основным мотивом крупных и более мелких валют. Все детали этих наличников выполнены в крупном рельефе, значительно выступают за плоскость стены, создавая тем самым на фасадах богатую игру светотени, что характерно для русской архитектуры к. XVIIв. На северном, западном и южном фасадах собора отреставрированный фриз. состоящий из поливных глазурованных многоцветных изразцов с орнаментами вазонов и розеток . Фон изразцов -зеленый, рельефные орнаменты выполнены желтой, белой, синей и коричневой красками в живописной манере, характерной для второй половины XVIIв. 47 изразцов сохранилось подлинных, остальные выполнены заново. В интерьерах сохранились древние иконы: В четверике: 1. Св. Пантелеймон с 18 клеймами жития XV- нач. XVI в. Размер 86х72 см 2. Чирская Богоматерь -двухсторонняя икона XVIв. на обороте двое святых в рост ( Феодосий Печерский и св. Лука). 3. Копия Тихвинской Богоматери с двумя архангелами и Николай Чудотворец XVII в. Размер 89х70 см. 4. Ольгин крест -деревянный с басмой и живописью XVIII в. Размер 285х160 см На столбах иконы второй половины XVIII в. размер 200 х245 см преподобные Сергий и Никон Радонежские в молении (обновлена). образ спасителя ( в рост) с крестом и открытыми язвами на теле, склеймами по бокам (со страстями Христа). Распятие с предстоящими, Александр Невский и Варлаам Хутынский в молении. Успения Богородицы ( сильно подновлена), князь Владимир и Ольга в молении ( под потемневшей олифой), Воскресение Христово, Константин и Елена, Державная Богородица. Казанский придел: 1. Благовещение XVIIв. (алтарь) Размер 150 х100 см 2. Спас Мироточивый ( Деисус ) к. XVIIв. размер 317 х 140 см В алтаре главного храма: 1. Всеволод Гавриил XVIв. в рост с ризой из чеканного серебра 1762 г. Размер 140 х 78 см 2. Спас на престоле к. XVIIв. Размер 220 х 180 см. Над входом в главный храм: Деисус -XVII в. В главном храме 7-ярусный деревянный резной позолоченный иконостас к. XVII-нач. XVIIIвв. -прекрасный образец фломской резьбы, получившей распространение в России во второй половине XVII-нач. XVIII в. Необходимо отметить, что из описи 1763г. известно, что в южной придельной церкви во имя Псковского князя Всеволода Гавриила в то время находилась деревянная рака Всеволода Гавриила (стояли у южных стен) и над гробом висел меч его. В 1834 г. арка была перенесена в главный храм, сделана была новая серебряная рака и поставлена между левыми колоннами. В притворе же находились две арки. У правой стены -князя Довмонта-Тимофея и меч его и арка Николая Юродивого. В притворе же стоял крест св. Ольги. который в настоящее время находится в главном храме. Все внутреннее убранство церкви Казанской Богоматери (в южной галерее) вывезено из других церквей г. Пскова и области. (со слов старосты церкви Н.С. Городинского). Трехъярусный деревянный резной золоченый иконостас XIXв. перевезен из закрытой и снесенной в 1960-ые годы Казанской церкви в г. Пскове. Ряд икон XIX в. в деревянных резных киотах искусной работы из церквей д.д. Крапивно и Дубяги Гдовского района. Собор выложен из тесаной местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазан и побелен. Основные габариты: четверик 24,5 х 36,5. Четверик с приделами и гульбищем. 37 х 43,5

Общие сведения: До сего времени собор-это вертикаль, которая держит на себе весь город. Однако, архитектурные особенности памятника и история его длительного строительства изучены еще недостаточно и место этого памятника в истории русского и местного зодчества не выявлены в достаточной мере.

Предметы особой охраны: Резной позолоченный иконостас к.XYII- н.XYIIIвв. в интерьерах сохранились древние иконы XY-XYIIвв. глазурованные многоцветные изразцы XYII в.

Состояние объекта: хорошее

Персоны: Ольга княгиня, Святая Равноапостольнаяповелела построить в X веке

Доступность: доступен для осмотра

Реставрационные работы: золочение куполаобследование, проект реставрации, восстановительные работыремонтреставрация фризачастичный архитектурный обмер

Библиография: Архив ПСНРПМ, N 1.2.1.-77 Перл Е. Цивин В. Поясниетльная записка к работам по реставрации израсцового фриза на Троицком соборе. 1972 г.ГАПО, ф. 74, оп. 2, е.х. 8 л. 176. Топографическое описание псковского наместничества, 1790 г.ГАПО, ф. 903, оп.3 е.х. 1 Дело по итогам расследований злодеяний немецко-фашистских захватчиков 1944-1945 гг.ГАПО ф. 39, оп. 1, е.х. 1084, 1951, 1035, 1135, 1127, 5818. Клировые ведомости собора за 1790, 1798, 1814, 1818, 1821, 1853 гг.Князев А. Историко-статистическое описание Псковского кафедрального Троицкого собора. М, 1858ЛОИА, метрика Троицкого собора. 1887г. ф. Р-ш, д. 5437Максимов П.Н. и Брайцова О.И. Архитектура второй четверти-конца XVII в. Всеобщая история архитектуры. М.,1968, стр. 135, 136Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913. 86-88Спегальский Ю.П. Псков, Искусство, Альбом, 1968, стр. 124-128ЦГАДА, ф. 280 рп.3,е.х. 455. Опись Троицкого собора за 1763 г.ЦГАДА, ф. 18, оп.1. е.х. 250. Дело о возобновлении погоревшего в Пскове собора, 1770 г.

Тропарь Святой Троице, глас 8:

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе.

Кремль

До сего дня архитектурно-художественным центром остается его величественный кремль, или Кром (а еще раньше-детинец), как именовали его псковичи с незапамятных времен. Перспективный план застройки современного Пскова предусматривает реконструкцию и развитие его таким образом, чтобы также сохранить доминирующее положение этого интересного творения древних русских зодчих. С осмотра кремля удобнее всего и начать знакомство с памятниками псковской старины.

Лучше всего предварительно посмотреть на кремль со стороны: либо с Завеличья - с противоположного берега реки Великой, либо с Ольгинского (через Великую) или Троицкого (через Пскову) мостов. Можно долго стоять у перил моста и любоваться панорамой кремля, его мощью, чувствовать исходящее от него веяние далеких эпох. Ощущение такое, будто расположенный на высоком скалистом мысе кремль, подняв над седыми стенами белокаменный четверик собора с сияющим золотом куполом и островерхие боевые башни, устремились ввысь-в небеса. Ныне прибрежная часть скалы стала более пологой, во многих местах осыпалась, потеряла свою былую крутизну, однако и сейчас вид кремля производит сильное впечатление.

Вход в кремль расположен в южной его части, на площади Ленина, по соседству с кинотеатром Октябрь . Обширная площадь, раскинувшаяся сразу же за первым входом, буквально загромождена обнажившимися при раскопках и позже наращенными фундаментами древних храмов. Это - Довмонтов город, дополнительная крепость, сооруженная, по преданию, прославленным псковским князем Довмонтом-Тимофеем и примкнувшая к детинцу в XIII веке. Вход в собственно кремль находится у восточной оконечности Персей (от старорусского перси - грудь) - массивной стены, усиленной вертикальными выступами - контрфорсами. В старые времена здесь, под часовой башней, находились Великие ворота - главный въезд в кремль другие ворота - Смердьи - стояли на противоположном краю приступной стены, у Смердьей башни. Перси - передняя, фронтальная стена - были предметом постоянных забот псковичей. Вначале эта стена была деревянной, и до середины XV века ее несколько раз перестраивали. Великие ворота, ведущие в детинец, находились значительно ниже того уровня, на котором они расположены в настоящее время. Это наглядно подтверждают раскопки, проведенные у западной части Персей: обнажившаяся подземная часть их достигает высоты, по крайней мере, пятишести метров. Если прибавить эти метры к высоте выступающих стен, можно представить себе, сколь грандиозны были Перси в годы их сооружения. Перед Великими и Смердьими воротами через Греблю - заполненный водой искусственный ров - были перекинуты мосты. За обоими воротами были устроены захабы - на это ясно указывают поворот дороги у Великих ворот и остатки стены захаба - коридора, который вел к внутренним воротам, выводящим непосредственно на вечевую площадь у собора.

Нынешняя граненая башня на западном конце Персей, называемая Довмонтовой, - творение сравнительно недавнего времени: она сооружена на месте разрушенной круглой, значительно больших размеров Смердьей башни во второй половине XIX века и своим европейским видом заметно выделяется среди остальных. У ее основания с внутренней стороны детинца археологические раскопки обнажили Смердий захаб и подземную часть старой башни. По внутренней лестнице можно подняться на верхнюю площадку Довмонтовой башни и с ее высоты через узкие бойницы посмотреть на стены кремля и Завеличье.

Башня с часами, возвышавшаяся некогда над Великими воротами, и колокольня, возведенная на Персях в 1394 году, к началу XVIII века обветшали и были сломаны. Перси получили несколько упрощенный вид. Те ворота, что соединяют ныне детинец и Довмонтов город, сооружены на месте древних. Лепные украшения их относятся ко времени последней большой отделки Троицкого собора в 1895 году.

Дорога мимо высокой, как бы оступившейся с обрыва колокольни ведет в гору, к сияющим стенам главного храма древней Псковской земли. Сравнительно крутой подъем дороги лишний раз свидетельствует о том, что и широкое место перед собором являлось когда-то низиной, со временем, в результате разрушения многочисленных построек и искусственных засыпей, уравненной с подножием собора. Самая первая стена, ограждающая детинец с юга, шла севернее Персей - в непосредственной близости от храма, где имелось первое значительное понижение рельефа.

Троицкий кафедральный собор

Троицкий собор в том виде, в каком он предстает ныне нашим глазам, стоит уже без малого три века. Это четвертый по счету храм, носящий это имя и сооруженный на месте ему предшествовавших. Первый Троицкий собор из камня был построен в конце XII века (на его месте до той поры стоял, по преданию, деревянный храм). По дошедшим до нас изображениям на старинных иконах можно судить о внешнем виде собора XII века. Он имел одну главу, вытянутый вверх основной объем, к которому с запада примыкала пониженная часть. Собор был одноапсидным и имел вертикальное членение стен и позакомарное покрытие.

В 1363 году рухнул свод Троицкого собора, и в 1365-1367 годах на старом основании был возведен из плиты новый одноглавый храм. Угловые соединения основного объема собора были понижены, более сложной стала и верхняя, подглавная часть: позакомарное покрытие основных поверхностей сочеталось с частичным плоскостным. Все эти архитектурные усложнения придали собору, при его известной монументальности, облегченный живописный вид. В XV веке собор оброс притворами, приделами и галереями, волнистые крыши были заменены прямоскатными - собор, таким образом, приобрел черты, присущие общему типу псковских церквей. Ныне существующий Троицкий собор строили с 1682 по 1699 год. Материалом для него послужила белая тесаная плита. Первоначально собор выглядел еще более просто и безыскусно, нежели ныне. И замыслы строителей, и свойства строительного материала - крупноразмерной плиты - определили незамысловатую композицию собора. Основной объем его имеет форму параллелепипеда, вытянутого с запада на восток крыша четырехскатная, главы несколько смещены к востоку, в сторону алтаря, где снаружи к основной стене примыкают три апсиды с гиперболическими крышами на половине ее высоты. Вблизи апсид, к северу и югу от собора, стоят приделы с собственными апсидами и главками.

В свое время нижний этаж собора имел боковые галереи, однако в конце XVIII века, ввиду нарушения прочности стен, вызванного неравномерной осадкой основных конструкций храма, они были заложены. Сверх того снаружи к ним были пристроены мощные контрфорсы. Эти переделки привели к тому, что собор в нижней своей части утратил легкость и стройность, а внутренние помещения - дополнительный свет, проникавший до закладки галерей через специальные проемы.

Нынешняя входная крытая лестница, ведущая к паперти собора, чуть ли не упирается в крепостную стену. Она подверглась переделке в XIX веке, когда крутой всход с высокими ступенями был заменен пологим, а боковые крылья прежней нижней площадки заложены.

Снаружи Троицкий собор не имеет особого обилия украшений, а имеющиеся, близкие к характеру сложившегося архитектурно-художественного стиля границы XVII-XVIII веков, далеко отошли от древней псковской орнаментики. В 1895 году собор был оштукатурен, стены получили дополнительные лепные украшения. К высеченным из плиты наличникам окон нижнего яруса добавились оконные наличники верхнего закомары-кокошники в оконечности четверика и подкрышечный карниз получили позднейшее декоративное подкрепление в виде кружевного узорочья у окон верхнего яруса. Интересен поясок ширинок с изразцами цветных поливов, сохранившийся еще в некоторых местах верха галереи.

Внушительно выглядит внутреннее помещение собора - высокое, просторное, хорошо освещенное. Шесть граненых подкупольных колонн из тесаной плиты поддерживают своды храма. Среди множества вещей интерьера имеются редкие по своему художественному значению произведения древнерусского прикладного искусства и живописи.

В пору Псковской вечевой республики детинец, и прежде всего его главный собор, служил средоточием государственных ценностей, местом, где устраивались все наиважнейшие общественные дела. В Троицком соборе совершалось торжественное посажение князей на княжество, здесь находилась усыпальница выдающихся деятелей Псковской земли. На первый взгляд несколько громоздкой выглядит соседствующая с собором крупномасштабная колокольня, однако строгая композиция, обширные проемы нижнего и особенно верхнего ярусов, облегчающие здание, создают впечатление большого соответствия ее монументальному собору. Колокольня возведена на месте некогда стоявшей здесь башни. Нижняя ее часть и представляет собою перестроенную боевую башню с амбразурами для ведения огня. В свое время башня имела внутренние деревянные перекрытия. Колокольня первоначально была деревянной и имела высокую тесовую крышу в форме пирамиды. После одного из пожаров в конце XVIII века верхний ярус сложили из кирпича, над ним возвели типичную для башен того времени крышу и граненый шпиль, увенчанный четырехконечным крестом. Над нижним ярусом звона надстроили парапет. Внутристенная лестница ведет от основания колоколни до колокольных площадок некоторые колокола датируются XVI веком.

Раскинувшаяся севернее собора обширная площадь ныне почти пустынна. Недавно на ней воздвигнут большой мраморный крест с надписью: Сей Честный Крест поставлен на месте разрушенного в 40-е годы XX века Вознесенского собора. Поставлен в год 1100-летия Пскова 7/25 апреля и освещен архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. . Могучие стены крепости и исполинские башни напоминают о бурном времени средневековья, о жарких битвах, кипевших у границ детинца.

Западная стена крепости, долгие годы представлявшая собой полуразвалины, реставрирована. Новая облицовка, боевые ходы, кровля выполнены реставраторами таким образом, чтобы придать сооружениям их былой вид. Стена заканчивается угловой башней Кутекромой (от кут - угол, т. е. башня в углу Крома), построенной в 1400 году. Первоначально стена, идущая от Кутекромы вдоль реки Великой к Смердьей башне, была ниже и тоньше нынешней, усилили ее в XVI веке. Многоярусная Кутекрома с крутым шатровым покрытием и сторожевой вышкой выглядит очень внушительно. Вблизи башни, со стороны реки Псковы, в стене есть проход. Отсюда, с обрыва, открывается захватывающий воображение вид на стену и башни у Нижних решеток, реку Великую, Запсковье и Завеличье. С боевых площадок стены сквозь крупные амбразуры видна широкая гладь реки, на противоположном берегу по правую руку - собор древнего Ивановского монастыря (конец XII-XIII век), по левую, ближе к мосту,-церковь Успения у Парома (XVI век), еще далее вверх по Великой - церковь Климента, папы римского (XV век) и, наконец, в отдалении, у впадения в Великую реки Мирожи, - словно вырастающий из воды Мирожский монастырь (XII век).

От башни Кутекромы вниз в сторону реки Псковы каскадом спускается кровля, прикрывающая стену, которая идет до Плоской башни, поставленной в XVI веке. Плоская и стоящая напротив нее на правом берегу Псковы Высокая (XV век) башни называются еще башнями у Нижних решеток. Между ними и проходила каменная аркада с подвижными затворами-решетками. Часть крепостной стены за Высокой башней реставрирована, по ней можно судить о характере северного фланга крепости, прикрывавшей город со стороны Запсковья. Полуразрушенное продолжение каменной ограды упирается в руины Варлаамской наугольной башни (XV век), разбитой при штурме Пскова войсками шведского короля Густава-Адольфа в 1615 году. Восстановленная позже, Варлаамская башня при Петре I была усилена земляной засыпкой и приспособлена для стрельбы артиллерией с верхнего яруса. Правее Высокой башни видны купола церквей Варлаама Хутынского (XV век) и Воскресения на Стадище (XVI век).

Восточная стена кремля над обрывистым берегом Псковы была возведена в камне в 1419 году, тогда же была поставлена Средняя башня, обнаруженная археологами и реставрированная совсем недавно.

Восточная стена, построенная без достаточного укрепления основания, быстро осела и разрушилась, вновь была заменена деревянной, и только после середины XV века, когда территория детинца расширилась к югу, кремль стал полностью каменным. С боевых площадок стены над Псковой открывается вид на Запсковье. У самой реки, на обширной пониженной площадке, некогда было многолюдно и шумно - здесь, в Рыбниках, шла оживленная торговля рыбой, к берегу приставали флотилии рыбачьих лодок, прямо у причалов стояло множество торговых лавок. Проход между восточной стороной Троицкого собора и стеной крепости у руин древних погребов выводит на предсоборную вечевую площадь, или Охабень, как называлось это место в XI - XIII веках, будучи в то время не защищенным стенами предместьем детинца. Дорога возвращает нас к Великим воротам.

Минуя Великие ворота, выходим снова в Довмонтов город. Свое название он получил намного позже того времени, когда в Пскове правил бежавший из Литвы и окрещенный русским именем Тимофей князь Довмонт. Возникший на месте ближайшего к детинцу посада и окончательно сложившийся в пору расцвета Пскова, Довмонтов город представлял собою редчайшее в своем роде явление. Здесь не было широких проездов, обширных площадей, крупных построек, чем отличался детинец. Наоборот, Довмонтов город поражал дробностью застройки. Здесь, на сравнительно небольшом пространстве, было много храмов. К этому надо прибавить многочисленные административные постройки, общественные сооружения церковного, купеческого и ремесленнического толка, вспомогательные строения, прицерковные дворы - буи и даже, как можно предположить, миниатюрные кладбища с часовнями при них и оградами. Законсервированные основания некоторых храмов Довмонтова города дают известное представление о том, как выглядел этот административно-культовый центр в пору кульминации своего развития. Многие из церквей Довмонтова города, как и другие его строения, потеряли свое назначение и были снесены еще на рубеже XVI-XVII веков. До наших дней на площади Довмонтовой крепости не сохранилось ни одной постройки старого времени, исключая крупное строгое здание Приказных палат, возведенное на месте руин южной степы в 1695 году. Если смотреть с возвышенной части Довмонтова города у восточной стены (здесь в 1701 году было устроено земляное укрепление, скрывшее под собой остатки нескольких небольших храмов), Приказные палаты с недавно восстановленным грандиозным крыльцом выглядят особенно эффектно. Они как бы уравновешивают собою тяжелую громаду Персей и придают всей крепости пространственную законченность. Здание палат, в отличие от многих гражданских сооружений того же времени, выполнено в высшей степени добротно во многих отношениях. Оно установлено на прочнейшем фундаменте, стены сложены из крупноразмерных, тщательно подогнанных плит сопряжения стен, плоскости, элементы наружной отделки выполнены геометрически правильно и чисто. В свое время палаты имели четырехскатную крутую тесовую кровлю с переломом, т. е. уменьшением угла сбега в нижней части. На гребне крыши были установлены железные прапоры, а понизу, на пологой части ее, шла деревянная ограда. Ажурная резьба украшала крышу со всех сторон. Много украшений - наличников, декоративных ниш с резными каменными плитками и других - имелось снаружи здания внутренние помещения па втором этаже были богато расписаны по стенам и сводам, особую живописность придавали интерьеру многоцветные изразцовые печи. Ныне восстановленное по старому описанию крыльцо Приказных палат, - поставленное на отлете , могучее, воплощающее в камне некоторую пышность и вместе с тем силу, строгость и торжественность, - как нельзя более соответствует не только характеру самого здания, но и всему величавому окружению. Интересна композиция крыльца - осадистая и широкая нижняя площадка, перекрытая опирающимися на граненые столбы сводами просторный лестничный всход, ведущий па открытую верхнюю площадку, арки перекрытия которой укреплены на стене здания и на массивных столбах с утолщениями - бочках . Многочисленные арочные проемы придают крыльцу, несмотря на его массивность, своеобразную ажурность.

Небольшой участок стены, примыкающий к Приказным палатам, упирается другим концом в наружную стену у Власьевской башни. В югозападном углу Довмонтова города совсем недавно закончены работы по реставрации въездных ворот кремля, надвратной башни и прилегающих к ним крепостных стен.

Выколоточная композиция В память победы дружины Александра Невского на Чудском озере в 1242 году , укрепленная на Персях, - дар городу Пскову от Союза художников России. Автор ее В. П. Смирнов - художник широкого диапазона - выполнил многие работы по восстановлению старинных памятников города.

Через Власьевские ворота можно выйти на набережную и осмотреть башню со стороны реки. Прямоугольная в сечении башня имеет внутренний поворотный проезд, закрытый деревянными решетками. Просмоленный тесовый шатер завершается сторожевой вышкой, увенчанной кованым гербовым прапором. Стоя у подножия башни, можно видеть западную стену крепости в истинную величину и определить высоту подъема территории города, примыкающей к реке Великой и кремлю. По винтовой лестнице можно подняться на мост и выйти на площадь Ленина. Никаких древних построек на месте старого Торговища ныне нет, и только фантазия может нарисовать нам картину далекого прошлого. Когда-то здесь простиралось болото, которое постепенно засыпали привозным щебнем и землей. Впервые площадь была покрыта толстыми деревянными плахами в 1308 году - при очень деятельном посаднике Борисе, годом позже поставившем первую каменную поперечую стену, которая оградила Застенье. На протяжении сотен лет поверх старых сгнивших кладок устанавливались новые, подсыпалась земля, толща ее росла, а в 1838 году Торговую площадь замостили камнем. Старый торг был одним из наиболее оживленных мест города. Здесь сходились главные заоколъные дороги: Новгородская (по нынешней улице Карла Маркса), Гдовская (по улице Леона Поземского), Смоленская (но улице Советской), Изборская (по улице Конной) - через плавучий мост на Великой - и другие. Ближайшим к площади Ленина храмом является церковь Михаила-архангела на Советской улице.

Источники: http://pskovgrad.ru/pskovskaja_oblast/pskovskijj_rn/42559-troickiy-kafedralnyy-sobor.html, http://pleskovhram.narod.ru/tr.htm

Категория: Что Где Когда | Добавил: pskov-8112 (20.09.2015)
Просмотров: 497 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar